О себе, о сайте, о любительском велоспорте

Мое знакомство с велоспортом

Я начал кататься на МТБ еще в далеком 2004 году, но с того времени до 2017 года я не принимал участие в вело-гонках. У меня было много других увлечений.

Я с 10 лет до 21 года очень много играл в хоккей и играл на не плохом любительском уровне. Увы в 2004, когда я завязал с хоккеем, еще не было ночной хоккейной лиги. Может быть моя вратарская любительская карьера сложилась иначе и нашелся клуб, который бы оплатил мне форму. Так же я с 18 до 31 играл в любительской футбольной лиге 7 на 7 и прошел путь от 5-й лиги до 2-й. Увы поиграть в первой мне было не суждено. Я продолжал играть на мелких турнирах и последний турнир по футболу среди ИТ команд летом 2017 полностью развернул меня к велосипеду. После столкновения с соперником я очень сильно врезался коленом в искусственный газон, что сильно надорвал крепление медиальной широкой мышцы бедра. Это был последний звонок, что надо завязывать с соревновательным футболом и уходить на полгода в реабилитацию правой ноги. Сейчас я в футбол играю только в зале с приятелями, где бережно относятся к моим ногам.

Так я снова вернулся к велосипеду как в 2004, но нет. Пить как в 2004 я уже не мог и каждый день кататься до 2-3 ночи тоже. Я просто начал ездить с компанией брата и прикатывать сегменты в балатовском парке. Моим первым стартом была гонка от Димы Че, с которым меня брат познакомил много лет назад, на Искре в 2017. Если честно я охренел от рельефа и тех кочек, которые там были и проехал как и планировал девчачий объем в виде 2-х кругов. Единственное, что меня привлекало в этом старте это наличие категории Новички. У меня было желание хоть кого то обогнать и я это сделал. Я обогнал молодого парня, который тоже проехал 2 круга, на несколько секунд. Это был мой локальный успех.

О велогонках

Так же в 2017 я посетил шоссейную гонку в Камской долине. Пришло на эту гонку 11 человек. Да Карл 11 мать его гонщиков на тонких колесах. Я реально обалдел. Они что вымерли все что ли? Часть из этих ребят оказались жуткими снобами называющие себя элитой. О боже это даже не смешно. Команда в которой я играл была в 15 лучших из 150 команд, а тут 11 человек и снобизма как будто там 5000 болельщиков в очередях за автографами и 100 участников. Когда мы играли в детстве на площадке ХК “Метеор”, то там собиралось около 200 болельщиков и они облепляли всю хоккейную коробку. Тут же я увидел жуткую разруху и не мог понять почему же так все происходит? Но об этом позже.

2018 год для был годом открытия МТБ гонок. Я посетил 4 первых этапа Кубка Велта-спорт и все благодаря тому, что Дима Че выделил категорию для новичков. Первый я смог проехать только последним среди всех участников. На второй этап я поставил цель приехать не последним и заехал 16 из 24. Это был успех. Что меня еще больше порадовало, что новичков пустили отдельным стартом и за меня болело очень много ребят из спортивной велотусовки. После второго этапа я начал усиленно тренироваться и результаты не заставили себя ждать. На третьем этапе я уже был в 10-ке, как и планировал. На четвертом этапе уже был 2-м. Казалось бы успешный сезон, второй в рейтинге по очкам в новичках после 4 этапов, но нет. Все омрачал выход из категории новичков. В следующем году я буду ездить в категориях по возрастам и там моими конкурентами будет Дима Че и Миша Кузнецов, которые меня обычно округляют к 3-му кругу. Собственно я их вижу только на старте, финише и когда округляют.

Тут меня начали посещать мысли, что-то в этом мире работает не так. Это реально выглядит бредом. Если провести аналогию с футболом. Представим себе у вас маленький клуб в Англии играющий в конференции (5-я лига, а их там 18 или 19 уровней) и вы выиграли эту лигу. На следующий год вашими конкурентами станут клубы из премьер лиги. То есть Решфорд, Погба, Варди, Эриксон, Агуэро, Стерлинг будут драть вам задницу так, что выходить на поле будет тупо страшно. А эти ребята не останавливаются ни на минуту и будут продолжать драть вас пока вы валяетесь в конвульсиях от сведенных икр.

И тут я задался вопросом: а почему никто в мире не ездит по уровню катания, а не по дате в паспорте? Оказалось, что профессиональный спорт, где нет проблем с посещаемостью и наполнением участниками соревнований (их все равно привезут за бюджетные деньги и не они решают ехать или нет), использует данные возрастные категории и там они реально работают. Почему же любительские старты используют похожую схему? Ответ очень простой: да потому что это просто. Взял дату в паспорте и присвоил возрастную категорию. Казалось бы в возрасте есть своя логика, что пик приходит в возрасте от 20 до 30 лет, потом до 40 небольшой спад и после то точно нечего ловить, но скажите это тем кто гоняется с Подставленниковым в одной категории.

Изучив этот вопрос немного подробнее я увидел смешную картину. Едет пачка из 3-5 участников и все они в разных возрастных категориях, то есть если они не конкурируют за абсолют, то они друг другу не конкуренты. Это как ты выходишь на футбольное поле и тот, кто играет против тебя тебе не конкурент. Не важно сколько ты ему забьешь или он тебе, ничего не изменится. Для меня это стало выглядеть еще большим бредом. Теперь я получил ответ для себя на вопрос: какого черта на старте 11 человек? Да потому, что все разбито по возрастам и все известно до старта с довольно большой долей определенности. Даже из тех 11 далеко не все могли хоть как-то теоретически попасть в 3-ку, то есть остальные не приехали не потому, что они не хотят, а потому что между ними и теми кто на подиуме разрыв колоссальный. Это тоже самое, что собрать лигу для игры в футбол и призы будут только за первые 3 места и формировать будут по следующему принципу: 3 первых из 1-й лиги, 3 первых из 2-й лиги и т.д. И они все в одной категории. Даю слово, что на это даже смотреть никто не придет. С первой тройкой все заранее ясно. Неопределенности в данном турнире нет вообще никакой, кроме распределения внутри первой тройки.

О рейтигнах

Я начал обсуждать в велотусовке, что надо разделять людей не по возрастам, а по категориям и встретил очень большое сопротивление от тех, кто попадал на подиум по дате в паспорте, а в абсолюте им ничего не светило. Эта идея действительно была против них. Теперь им придется конкурировать с сильными из всех возрастов, а не только с узким кругом участников. И тут мою идею поддержал мой брат (Шилов Евгений) и подкрепил это ссылкой на регламент американской федерации по велоспорту. В данном регламенте уже были категории по уровню участников и был регламент о переходе между категориями. Так же там параллельно велись возрастные категории, что бы соответствовать правилам UCI, но судя по всему они на них болт забили на любительском уровне.

Тут у меня созрело понимание, что если не решить эту проблему с категориями по возрастам, то тенденция на понижение популярности стартов так и будет продолжаться. Новым участникам данная система не может ничего предложить хорошего для того что бы они остались. Единственное, что я слышал от тех кто на подиуме из тех 11 человек, это иди и трудись как я 5 лет и тогда ты будешь там где я. Если я скажу это новичку велогонок, то он меня сразу пошлет в далекое сексуальное путешествие или подумает, что я идиот. Это не то чем можно мотивировать новичка.

На данном этапе я решил идти дальше и провести анализ распределения участников по всем 5 этапам Кубка Велта-спорт 2018 года. Второй этап дал яркое подтверждение моих идей. Распределение по отставанию на круг от места в протоколе было очень интересным:

Я разбил участников на 4 категории (A, B, C, D) и определил первичные правила в следующем виде:

  • Категория A (0-10% отставания на круг);
  • Категория B (10%-20%);
  • Категория C (20%-40%);
  • Категория D (40%+).

Теперь предлагаю взять протокол последней гонки Кубок весны от Димы Че, где еще по инерции мы делали только возрастной зачет. Самыми популярными категориями в которые могут прийти любители это категории 18-29 и 30-39, а всего участников мужчин было 45. Теперь предлагаю посмотреть насколько быстро выгребаются медали в данных категориях:

Получается любитель должен ехать на уровне 7-го места, что бы хоть раз побывать на подиуме. Если провести аналогию с английским футболом, то если я создам любительский клуб в 19 лиге и дойду до АПЛ, то я буду на подиуме 18 раз, а в нашем велоспорте 0 раз. Звучит “мотивирующе”, не так ли?

Я же предлагаю новичку пройти полный путь до категории А с 3 -мя итоговыми подиумами в год повышения категории. Как говорит восточная мудрость Лао-цзы “Путь в тысячу ли начинается с первого шага”. Увы сейчас это не так.